Владимир Щукин – известный православный композитор-бард. В третьем поколении москвич. Его бабушка приехала из Тверской губернии в Москву, когда ей было 18 лет. Дедушка, по словам самого Владимира, был кремлевским курсантом, а его отец родился в Кремле.
Родные пенаты самого Владимира – Большой Златоустинский переулок, неподалеку от Политехнического музея. Он очень любит Москву и ее святыни. С удовольствием делится своими детскими воспоминаниями, впечатлениями о Москве, хорошо знает ее историческое и культурное прошлое. Москвичей считает искони хлебосольным народом. Его увлечение – знакомить со столицей и ее достопримечательностями всех своих друзей и знакомых, приезжающих к нему из других уголков страны и зарубежья.
Сам Владимир со временем начал сознавать значимость Москвы как святого града, который призван не только к благоукрашению своего облика, но прежде всего к духовному созиданию. Пытаясь показать Москву "как можно лучше со всех сторон", он пишет о ней цикл песен на стихи М.И.Цветаевой. Как профессиональный педагог, с сожалением он говорит о том, что у современных детей, особенно живущих в так называемых спальных районах, нет настоящей сердечной любви к своей малой родине, нет знания московских святынь. Кроме того, он считает, что "дети должны как можно больше встречаться с людьми хорошими, интересными, а педагогам нечего стесняться нести детям доброе и вечное ".
Творческое прошлое Владимира неразрывно связано с МГУ. Университетская атмосфера была ему изначально близка. В Доме культуры при Московском государственном университете он посещал кружок гитары. В 1976 году самостоятельно сочинил рок-оперу "Мальчиш-Кибальчиш " и затем оперу "Горе от ума " в классической манере. По недавно достигнутой договоренности с настоятелем студенческого храма при МГУ священником Максимом Козловым раз в месяц (по четвергам) с участием известного композитора-барда проходят музыкальные вечера.
Увидеться с Владимиром Щукиным и взять у него интервью мне довелось в день проведения одного из таких музыкальных вечеров на Никитской. Мы расположились в одном из уютных классов воскресной школы храма Великомученицы Татианы. За окном темно, накрапывает небольшой дождик. Я включаю диктофон, завязывается беседа...
- На одном из своих концертных выступлений Вы сказали, что осмысленный приход к вере у вас произошел после рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда".
- Я не боюсь признаваться в этом, хотя знаю, что некоторые отрекаются от своих прошлых привязанностей, от того часто сложного пути, который привел их к Богу. В православной литературе много сказано о вредном воздействии рок-музыки, но, знаете, один батюшка сравнивал действие ТВ с ножом: в руках преступника – это орудие убийства, а в руках хирурга или повара – необходимость.
Поэтому та рок-опера, что была создана в 1970 году, по правде сказать, дала удивительные результаты, может быть, даже неожиданные для самих ее создателей, так как она очень многих людей привела к Церкви.
Я отлично помню то время, 70-е годы в нашей стране, когда для молодежи все было зыбко, неопределенно, отсутствовало нечто твердое, постоянное в жизни, прежние идеалы показали свою несостоятельность, а впереди... Мы не знали, с какого бока подступиться к храму, как завести разговор со священником. Ходили слухи, что в храме работают одни чекисты. Я и сам боялся Церкви после одного советского фильма о секте. Тогда у меня сложилось представление о церковной общине, как о сектантской, состоящей из серых, темных людей. И если ты приходишь в церковь, чтобы поставить свечку, а тебе там говорят: "Какой ты молодец, что пришел в храм", – ты уже думаешь: "Подозрительно что-то, меня, видимо, хотят утянуть в сети мракобесия". Поэтому я, как правило, пятился назад и быстро уходил.
Крестился я в 22 года в деревенском с храме, так как, по моему тогдашнему разумению, только в деревне были настоящие батюшки.
Иногда люди, которые стремятся в Церковь, имеют желание прийти к Богу, пытаются это желание выразить через музыку, поэзию, изобразительное искусство. Конечно, по художественной форме это может быть не вполне совершенно и по содержанию не строго канонично, но если этот порыв к Богу исходит из глубины сердца, если он искренен и чист, то не искупает ли он все недостатки выражения и богопознания. Все это наработается, придет потом, по мере врастания человека в жизнь Церкви.
Вспомним, кто первым в рай вошел - разбойник, покаявшийся на кресте и не побоявшийся признать Господа. Кто был предателем Христа? Ученик Его. Кому было первое явление Господа? Марии Магдалине, падшей женщине, бывшей блуднице. С чего начинается утреннее правило? С молитвы мытаря. Кто был Матфей? Презираемый всеми мытарь.
Главное – быть с Богом, чтобы Он пребывал в нашем сердце.
- Каким, в Вашем понимании, должен быть православный композитор-бард?
- Чем нас удивляет человек искусства? Конечно, своей неординарностью. И это очень верно. Почему? Потому что это напоминает нам об очень важном законе жизни: Божие творение всегда уникально, неповторимо – будь то человек, снежинка или цветок. Сейчас, конечно, пытаются определенными техногенными средствами всех сделать одинаковыми, унифицировать, выстроить по одному ранжиру, уподобить человека быстродействующему компьютеру. Но это невозможно, потому что человек будет всегда выше любых творений рук своих.
Моя творческая задача, как я ее понимаю, сказать моим слушателям: человек, даже в своем греховном состоянии, настолько глубок, настолько потенциально свят, что он может вместить в себя присутствие Божие. Это очень важно, по-моему, – в наши дни нести и проповедовать такую веру в человека.
И если мы занимаемся православным музыкальным творчеством, то слушатели, наверное, в наших произведениях должны чувствовать какие-то духовные вещи. Это не песня о любви, наверное, сама песня должна стать любовью. Нам надо чувствовать самим, что мы с Богом и мы победим. И Господь даст нам направление, силы, любовь для того, чтобы мы с ней делились с окружающими. Нам, православным композиторам и певцам, надо быть носителями любви - этого возвышенного чувства, которое, как говорил апостол Павел, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит...
- Недавно вышла ваша аудиокассета под названием "Ветка Палестины", которая, кстати, очень быстро разошлась...
- Для меня это большая радость.
- Собираетесь ли вы в ближайшее время чем-то еще порадовать поклонников вашего таланта?
- У меня есть еще один цикл песен, который уже набран, и в скором времени, возможно, появится новая кассета. "Ветка Палестины", слава Богу, разошлась. В этом громадная заслуга Сретенского монастыря, Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, Видео центра священника Артемия Владимирова и храма Великомученицы Татианы.
Я очень рад, что те вещи, которые были написаны мною и 20, и 25 лет назад, звучат в "Ветке Палестины". Я тогда сочинил сразу много духовных песен, в том числе и на стихи Сергея Есенина. Эта тема у меня очень хорошо пошла – ее душа требовала. И в то же время находились люди, которые говорили: "Володя! Ты должен это записать, это сейчас пойдет, это модно и нужно". Я после таких разговоров закрывался и уходил в себя. У меня все получается непредсказуемо. И в этой непредсказуемости моя отрада. Потому что художник хочет чего-то оригинального, неповторимого. Человек неповторим, и его законное желание – это ожидание чего-то необычного.
- Читатели газеты "Воскресная школа", наверное, и не подозревают о том, что известный певец и композитор Владимир Щукин еще является художественным руководителем музыкального театра песни при православной гимназии в Красном Селе, у известного московского батюшки Артемия Владимирова.
- Наша студия, а точнее, театр музыки и песни, носит название "По щучьему велению". Я долгое время дружу с семьей отца Артемия. Его матушка – директор православной гимназии. Именно ей принадлежала идея создания этого музыкального театра песни, возглавлять который предложили мне. Сейчас в театре мы с ребятами поставили "Сказку о царе Салтане", которую в скором времени намерены показать.
- Кто занимается в Вашем театре? Все желающие гимназисты? Или действует, скажем, определенный творческий отбор, конкурс на самых музыкально одаренных?
- Как отбор происходит в жизни, так происходит и вообще в любой деятельности. Вот пришла девочка, села скромно в стороне и стала что-то читать. А я этой девочке и говорю: раз пришла – будешь моей помощницей. Она поняла всю ответственность, которую возложили на нее. Сейчас она стала одной из лучших моих помощниц и очень ответственно относится к своим ролям в театре.
В наш театр может прийти и попробовать свои силы любой. Я так думаю, что хорошо дать человеку возможность широкой деятельности, и он может себя проявить где-то лучше, где-то хуже. Я никому не диктую в театре своих условий по распределению ролей, а оставляю свободу юным артистам.
Может быть, человек всю жизнь мечтал сыграть Гамлета, но ему все время дают другую роль. А ему необходимо высказаться в именно этой роли. Нам надо учитывать просьбы обращающихся к нам и не отказывать просящим у нас. Надо помогать другим раскрыть свою душу, тогда мы сами станем лучше понимать себя.
Беседовала Алла БОРИСОВА
Фото Аллы Андриановой
От редакции. Издательство Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры подготовило к выходу аудиокассету Владимира Щукина с циклом песен "Где лебеди?" Новая работа певца в скором времени появится в киосках и магазинах, распространяющих православную литературу. Аудиокассета посвящена памяти Новомучеников Российских и экипажа подводной лодки "Курск".