Творчество Владимира Щукина разнолико. Он и композитор, он и поэт, он и исполнитель, он и режиссер.
Особенно я ценю его стихи и сказки для детей. Кто-то сказал, что для детей надо писать так же как для взрослых, но намного лучше. Дети очень чутко чувствуют фальшь, терпеть не могут сюсюканье. А Щукин очень нравится детям. Моя внучка заставляла своих родителей ставить кассету с щукинскими программами “Ребятам о зверятах” и “По щучьему веленью” по многу раз в день. Среди большого количества дисков, кассет и книг для детей сегодня трудно найти произведения, которые бы могли звучать в православной семье. В этом смысле сказки, песни и стихи Щукина полностью соответствуют православным нормам. И добивается он этого не вульгарным морализаторством и назидательностью, как это делают многие православные авторы, а уникальной способностью принести в сердце ребенка радость. Радость – от соприкосновения с правдой Божией, от победы добра над злом, от ощущения свободы (в евангельском понимании этого слова).
Мне близка еще одна грань творчества Владимира Щукина – его песни на слова поэтов “золотого” и “серебряного” веков. Сейчас, во времена засилья вульгарности и пошлости, очень важно донести до людей красоту и величие классической русской поэзии. И делает это Щукин проникновенно и мастерски.
Знаете, так бывает, что профессиональный композитор пишет грамотную и очень плотную музыку по всем законам и установкам, которым его научили. И, вроде бы, даже неплохо вышло, а только совсем непонятно – пережил все это автор, выстрадал из души или просто “сляпал” по готовым шаблонам.
С Володей Щукиным так не бывает. Помню, как в свое время он пришел в консерваторию показывать свои работы… Я потом спрашивал профессоров:
– Ну как вам это?
– Знаете, у него нет никакой техники, но какой талант!
Но технику, в отличие от таланта, как раз можно преподавать в вузе. И потому Володя быстро освоил различные музыкальные тонкости. Помню, он специально устроился в консерваторскую библиотеку, чтобы иметь возможность посещать лекции в качестве вольнослушателя. А потом уже начал писать свой первый альбом.
С этого первого альбома володино творчество сразу стало ни на что не похожим. Естественно, это никакая не “попса”, как ныне принято говорить, не экранная музыка. Но это и не бардовская песня. Авторская песня вся построена на особых интимных интонациях и некоем доверительном разговоре. Поэтому в бардовской музыке есть некие штампы и формулы, но Щукин полностью свободен от них.
И если всех авторов причислять к каким-то направлениям, то Володя будет ни на кого не похож. Он сам себе направление. Музыкальный стиль “Володя Щукин”.
Что касается “Федота-стрельца”, то тут я жалею лишь об одном – видеть его довелось всего раз, а это как раз работа из числа спектаклей, которые нужно пересматривать. И никакой это не театр одного актера, а настоящая мини-опера. Потому что Володя не просто сделал режиссуру и как-то по-новому подает филатовскую работу – сами его интонации во время спектакля составляют некий дополнительный слой ощущений. Когда он говорит от имени разных действующих лиц, его голос можно отдельно расписывать по нотам.
Конечно, хотелось бы увидеть Володю гораздо более популярным, чем сейчас. Увы, его творчество до того, по современным меркам, “неформатно”, что увидеть его по телевизору у нас нет никаких шансов. Правда, есть совсем другое, не менее эффективное средство массовой информации – народная молва. И вот оно вовсю работает на володину популярность.
Стоит сказать о Щукине, люди начинают улыбаться. Заметно, что его знают и что у него есть свой благодарный слушатель.
Меня как-то сразу притянула добрая энергия того, что я услышала, впервые встретившись с Владимиром Щукиным.
Поразило и совпадение поэтических вкусов, ибо в основе песен Володи – образная поэзия. И потому, раз выбранные для своего репертуара, они продолжают десятилетиями жить во мне и украшать мои программы.
Особенно поразила меня “Венеция” на стихи Максимилиана Волошина. Удивительно, как Володя сумел передать интонационно, сплетением нот всю эту уходящую красоту резных фасадов, узорных зданий на алом пожаре закатного стана красавицы-Венеции.
Хорошо запомнила выступление руководимой им группы “Последний шанс”, успевшей быстро завоевать популярность.
И в этом была такая сражающая ясность, доброта и юмор! И этот период стал первой ступенькой к программам (ах, как важным!) для детей, песни в которых опять же пронизаны светом, добротой и теплом!
Дай Бог Володе сил и вдохновенья на долгие годы!