...Нажать для вызова меню...

 

 

ДОЛГИЙ ПУТЬ К СЕБЕ

 

 

Беседа первая

Московский Комсомолец, 11 августа 1996 года

 

 

ЩукинДля многих любителей авторской песни имя Владимира Щукина ассоциируется с группой "Последний шанс" образца конца 70-х. Потом он вдруг надолго исчез со сцены, что стало неожиданностью для поклонников его очень интересного и узнаваемого творчества. Песни "Маленький кузнечик", "Принцесса и людоед", музыку к которым написал Щукин, стали просто хрестоматийными. Но он не пропал, он просто пытался найти себя. В вере, в работе, в поисках смысла жизни. (Кстати, крестился он только в 22 года.) И когда несколько лет назад он вновь активно стал работать на сцене, мы увидели не только прежнего веселого и ироничного Владимира Щукина, детская кассета которого пользуется огромной популярностью, но и глубокого автора, рассчитывающего в своем "взрослом" творчестве прежде всего на думающую аудиторию. Именно для такого слушателя и записана им кассета "Серебряный век". За эти годы была работа в монастырях, уроки музыки в православной школе, церковном хоре и многое-многое другое. Но обо всем этом вы и сами узнаете от самого Владимира.


 – Для меня всегда существовали поэзия и музыка. Причем существовали воедино, потому что я очень любил и люблю песни. Начиная с 7-го класса, да даже и еще раньше, я начал сочинять. Мне подарили книжку "Мистер Твистер", и, еще не умея играть на гитаре, я, подпрыгивая от удовольствия на диване, исполнял ее на все лады. А потом, с самых ранних лет я слушал хорошую поэзию, к которой меня приучил отец. Он сам ее очень любил, много знал наизусть и читал с утра и до ночи. Это были Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок... На этом я и воспитан. Это вошло в меня. А к сожалению, многие вещи до нас не доходят потому, что мы просто не заинтересовываемся этими вещами, нам не умеют их в детстве правильно подать учителя, родители. И многое просто проходит мимо нас стороной. За тот час, что я выступаю перед школьниками, студентами, рассказать о Цветаевой, Гумилеве, Ахматовой или Мандельштаме просто невозможно. Для меня в такой ситуации самое главное – заинтересовать этим поэтом и человеком. А прочитать все остальное они смогут потом дома или в библиотеке. А чтобы выжить в наше время, может быть, и нужно обратиться к творчеству и жизни поэтов начала века. Они были представителями "Серебряного века", при этом оставаясь бессребрениками.

Россия стоит на Голгофе, время сложное, но посмотрите, куда, прежде всего, едут иностранные высоко поставленные гости. Они едут к тем духовным источникам, которые для них интересны, потому что благодаря им и жива Россия. А мы об этом часто забываем и ищем истину за семью морями.
Для меня наставником стал отец, прививший мне истину, что не человек существует для вещей, а вещи для человека. Благодаря тому духовному миру, которым он со мной делился, я и начал петь. Есть даже такая басня. Один бедный сапожник все время пел. А богач не мог понять, как же так – нищий, а все время поет. И он решил его отблагодарить и подарил слиток золота за его пение. И сапожник перестал петь, потому что все время думал, куда бы спрятать свое богатство и что с ним делать. А потом он просто отдал богачу этот слиток обратно и снова запел. И поэтому я понимаю, что нужно побольше заработать, побольше выступать с коммерческими концертами, но тогда я потеряю самое главное, душевное начало. Только через материальное добра не сделаешь. И мы своим творчеством должны об этом напоминать. Раньше люди собирались и просто пели вместе песни. Сейчас, когда я выступаю перед детишками, то первым делом их спрашиваю: "Какие вы знаете русские народные песни?" Бывает замешательство (и в первом, и в пятом классе), а потом напевают или только первый куплет "Во поле березка стояла", или "Катюшу"; уже причисляют к народным "Чебурашку" и еще две-три песни. Каждый год меня приглашают в православный детский лагерь "Пчелка", в котором дети знаю молитвы, ходят в церковь, но знают и поют много песен, которые жалко, что они исполняют, потому что они ничего в себе не несут.

Я и сам все это прошел и первые аккорды брал в подворотне, выступая с песнями блатного репертуара. И сейчас еще мог бы спеть "Ночка начинается, фонарики качаются, и филин ударяет крылом...". Избавиться от этого очень трудно. А "что сеем, то и будем пожинать". Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. А на радиопередаче я как-то сказал, что сейчас для всей страны передается только одна колыбельная. Мне тут же возразили: ну что уж вы так, не одна, уже две колыбельные есть!

Но ведь вы в какой-то момент сами ушли со сцены.

– Да, у меня был поворот, когда я решил уйти от музыки и искусства и посвятить себя только церкви, что к тому времени сделали многие мои друзья. На что мой духовник сказал: тебе дан талант от Бога сочинять музыку - ты пишешь много для детей. Ты должен перед ними выступать. Для меня очень важно то, что я пою. В этом плане мне очень много дал мой друг, сожалению, уже умерший, Володя Гоголев, религиозный философ, ученый, который всегда мог помочь мне советом.
У меня был коллектив в 1976 году, от которого я в итоге ушел, потому что мы перестал друг друга понимать.

 

 

Беседа вторая

Московский Комсомолец, 18 августа 1996 года


Щукин Для любителей авторской песни имя Владимира Щукина ассоциируется с группой "Последний шанс" образца конца 70-х. Потом он неожиданно надолго исчез со сцены, что стало неожиданностью для поклонников его очень интересного и узнаваемого творчества. Песни "Глупая лошадь", "Кисуня и крысуня", "Чучело-мяучело", музыку к которым написал Щукин, знают и дети, и взрослые. Но он не пропал, он просто пытался найти себя. В прошлом выпуске "ЛОМ-барда" мы уже встречались с Владимиром. А сегодня новая встреча и разговор о нем и новой группе "Рикки-Тикки-Тави".


Владимир, ты ушел из группы "Последний шанс" в то время, когда она была в самом расцвете. Во время нашей прошлой встречи ты сказал, что вы перестали понимать друг друга, поэтому и расстались. Что же все-таки случилось?

– Да, была такая группа, она и сейчас существует. Но для меня она существует в прошедшем времени, потому что музыканты из первого состава разошлись в 80-м году. А группа, выступающая сейчас под тем же названием, уже совершенно другая. Может быть, поэтому я пытаюсь сейчас стать связующим звеном между тем лучшим, что было, и тем, что есть сейчас. И та хорошая поэзия, которая звучала в нашем репертуаре, актуальна до сих пор. Потому что это честная, оригинальная поэзия. И писали ее люди от избытка сердца. Для меня всегда очень важно было слово. Оно – первооснова, несмотря на то, что я музыкант и композитор.

Что было после распада группы?

– В один момент я почувствовал, что не смогу противостоять окружающим соблазнам. А мы в то время давали по три концерта в день, объездили множество городов от Владивостока до Калининграда, выступали в "АБВГДейке", в передаче "Вокруг смеха", радиопередаче "КОАПП", также я снимался в фильмах, например, с Анатолием Солоницыным в фильме "Он" по Станиславу Лему (он так и лежит на полке). И тогда я сказал своим товарищам по ансамблю, что больше не могу, давайте, прервемся и немного отдохнем. Но они не согласились. И тогда я ушел.

А что с тобой было дальше?

– Я попробовал найти себя в церкви. Даже работал дежурным референтом в Патриархии. Правда, перед этим еще успел попастушествовать в Новгородской области, где сочинил очень много песен на стихи поэтов XIX века: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Тютчева. Но эти песни восприняли уже далеко не все.

А тебе не кажется, что для того, чтобы их восприняли, людей нужно подводить к этому очень медленно, поэтапно. Многие просто не готовы к восприятию твоего нынешнего творчества. Оно очень камерно.

– Конечно, все должно постигаться постепенно, с колыбельных песен. Я художник, а художник должен творить, и те, кому это нужно, услышат и увидят.

Существует много программ для детей, где они подражают взрослым. А мы, наоборот, стараемся быть детьми. Ведь детство – это самая прекрасная пора, и оно должно быть у всех. Это время, когда мы еще не злопамятны, нам нравится познавать мир, не унываем. Взрослые об этом уже забыли. И мы бы хотели им напомнить об этом мире, а детям, может быть, даже его открыть.

У каждого человека бывает три стадии детства: когда он сам еще ребенок, когда у него рождаются дети и он проходит все заново и когда у него появляются внуки. Мы как бы снова соприкасаемся с детством. Это вечная тема и нужна нам как воздух. Вот для этого и создана группа "Рикки-Тикки-Тави". Родителям в нашей непростой жизни нужно помочь. И не случайно на кассете я пою не только для детей, но и вместе с ними. Им это интересно и нужно. Это возрождение того времени, когда дети пели в семье вместе с родителями. В любой развитой стране думают о будущем, а это и есть наши дети. Вот к ним-то я и хочу обратиться. Им и посвящено наше творчество.

В песне должны быть не только красивые мелодии, но и красивые слова. А планка в нашей культуре есть, и довольно высокая. Это сказки Пушкина и многое другое. А, зная их, дети автоматически знакомятся и с мировой культурой. Человек должен почувствовать в себе красоту. И наша задача - не нравоучение, а игра, которую дети легче воспринимают и принимают. Через раскрепощение достигается большее. В рабстве же не продвинешься вперед.

В православной гимназии во время занятий, и не только, давал оценку, но и дети ее мне давали. И высшая похвала, когда меня встречали криком "Ура!". Ребенка в его становлении нужно поддерживать. Не нужно, чтобы он был похож на взрослых. Этот период он должен ощутить как праздник, который пронесет через всю жизнь.

Кстати, где тебя в ближайшее время можно услышать и увидеть, что ты собираешься записывать?

– Скоро выходит кассета, посвященная духовной лирике начиная с XVIII века, и ее можно будет приобрести в церковных киосках. Уже вышла первая кассета, а скоро выйдет еще одна, на которых я начитываю для детей Библию, переложенную протоиереем Соколовым. А в светском творчестве мы вместе с "Московскими окнами" готовим компакт-диск для детей и новую кассету. Записываюсь я со своим новым коллективом , в котором присутствует помимо гитары виолончель (Дмитрий Ключев), народные инструменты (Михаил Горшков), синтезатор (Евгений Коротков). Выступаем мы от газеты "Православная Москва", которая нас очень поддерживает и даже помогла выпустить книжку "Владимир Щукин – детям".

С сентября вы сможете каждую неделю видеть и слушать нас в новой детской передаче российского телевидения "Лукоморье". Возможно, скоро будет и постоянная сцена для наших выступлений, но пока забегать вперед я не буду. А так мы выступаем везде - от детских садов до Академгородков и на все предложения и просьбы выступить, готовы откликнуться.

 

 
Беседовал Олег ФОЧКИН

 

 

 

 

 

 

На "домашнюю" страницу    Электро-почта Щукину    RSS-новости Щукина    Щукин на YouTube    Щукин на MySpace    Щукин в Narode.Ru    Щукин в КОНТАКТЕ    Щукин на Кругах   

 


some rights reserved Правильный XHTML 1.0 Transitional   Правильный CSS!

студия ЩG,   2009-2010
 
Православное христианство