"FL909 – попытка моделирования оригинальных звуков Roland TR-909 (en.wikipedia.org/wiki/Roland_TR-909). Эта драм-машинка (хит рынка 1984 года) долгое время была территорией артистизма в хаусе и техно.
Shift + Click + Step-кнопка: для изменения акцентов (видно желтым или красным индикатором).
Shift + Click + Движение ручек: для плавных настроек.
Save: чтобы сохранить снимок текущих настроек в данном сеансе.
Load: чтобы восстановить снимок текущих настроек.
Clear: чтобы удалить все паттерны и сбросить установки всех ручек.
Перетаскивайте кнопки паттернов, чтобы скопировать паттерн на новое положение (видно, однако, этого не будет )."
Andre Michelle (+ЩG)
Проект собран из исходных кодов в Flex Builder 3.0.214193 (лицензия: GNU General Public License v2 ).
В этой статье я [GD/Hornet — прим. ред.] поделюсь с вами некоторыми идеями по поводу ударных инструментов в трекерной музыке. Я не собираюсь обсуждать ритм и длительности, я лучше расскажу, как располагать конкретные звуки в вашей перкуссионной дорожке в трекере.
Первым шагом в создании перкуссионного аккомпанимента для трекерного модуля станет, разумеется, подборка сэмплов. В соответствии с тем, в каком стиле вы пишите, вам понадобится выбрать подходящие звуки, которые удачно впишутся в задумку произведения. К примеру, перегруженный сэмпл бочки из набора драммашины Roland TR-909 будет очень некстати в джазовой музыке, точно так же, как некстати будет и негромкий живой рабочий в индустриальной теме.
У некоторых парней не получается составить *полный* набор перкуссий, а из-за этого дорожка ударных получается довольно скучной, и сама вещь звучит не слишком интересно. Вот набор компонентов «стандартой» ударной установки, используемой в рок-группах:
[Я не сильный спец в рок-музыке, поэтому перевод даю по памяти. Для краткости и понятности я вообще пользуюсь «буржуйскими» названиями — оно так проще для понимания. — прим. перев.]
• Bass Drum (басовый, aka прямой, aka турецкий барабан)
• Snare Drum (снэр, aka рабочий)
• 5 tom'ов (том), с разной высотой звука [Также бывает такая картина — один напольный, и два установленных повыше — прим. ред. (Basehead)]
• Hi-hat (маленькая тарелочка)
• Ride Cymbal (большая тарелка, мягкий удар)
• 2 Crash Cymbals (большие тарелки, сильный удар)
Возможно, вам захочется взять по нескольку сэмплов каждого из вышеперечисленных инструментов, чтобы обеспечить этим некоторое разнообразие перкуссионной дорожки. К примеру, очень часто трекерящий народ пользует больше одного tom'а, чтобы не играть один и тот же сэмпл вне его «удачной» частоты дискретизации.
Кроме того, вам понадобится хотя-бы два сэмпла маленьких тарелочек, чтобы обеспечить все позиции звучания этих самых тарелочек — а их как минимум две — «открытая» (opened hi-hat) [звук более долгий и сочный] и «закрытая» (closed hi-hat) [звук короткий и глухой — прим. перев.] Если вам удастся найти сэмплы для других вариантов проигрывания тарелочек, это будет вообще чудесно — эффект присутствия будет просто максимальным. Позиция тарелочек при ударах по ним может быть совершенно разной, соответственно, результирующий звук будет разным.
Hиже приведены дополнительные перкуссионные звуки, которые чаще встречаются в оркестровых перкуссионных наборах:
• Tympani (тимпаны)
• Tambourine (тамбурин) [если кто пишет ethnic, спрашивайте — у меня есть «живые» звуки тамбурина, довольно своеобразные — N.B. Только ethnic (!) — ни в танцевальную, ни вообще в электроную музыку они не вписываются — прим. перев.]
• Bongos (бонго)
• Conga (конга)
• Marimba (маримба)
• Chimes (колокольцы)
[Тимпаны вы слышали, вобщем-то, в качестве «kettle drum» в массе мелодий, к примеру, в дорожках Necros'а к игрушке IronSeed или в дорожке Skaven'а к Second Reality, а уж сколько оттуда сэмплов понадёргано — говорить не приходится :) Тамбурины очень любит Necros, они у него в половине тьюнов — и правильно любит, они очень классные. Все альтернативные рокеры их активно пользуют, кстати, тамбурины, в отличие от тарелочек, расставляются, как правило, довольно последовательно (скажем, через один шаг с 1/3 громкости на каждый второй удар). Конги и бонги — это из этнической музыки; они очень популярны среди трекеров, потому что входят в комплект сэмплов синтов Korg X3 и Korg X5, а их в разное время использовали и Ryan Cramer, и Cube, Teque, Nitro — как в довольно тихих мягких тьюнчиках, так и в жёстком индастриале. Маримба — что-то типа ксилофона, а о колокольцах и говорить не стоит :) Вообще, я очень рекомендую всем — берёте сэмпл-банк Gravis, там очень много .pat-файлов, свободно читаемых тем же Impulse Tracker или Awave, и слушайте — придёт понимание, что как называется и как звучит. Только пожалуйста, не используйте сэмпл-банки Gravisа в написании музыки — они слишком избиты :) Возьмите банки хотя-бы от тех же SBAwe, скажем 4- и 8Mb версии — звуков больше, звуки лучше. Также удачным решением будет повынАть сэмплов из Seer Reality, или из ReBirth — последние, несмотря на хорошую узнаваемость, стали просто культом в танцевальной музыке — прим. перев.]
Ударные тарелки (по жизни) начинаются с довольно резкой атаки с последующим равномерным угасанием. Я слышал слишком много сэмплов этих тарелок, обрывающихся задолго до того, как звук полностью затихает, что не есть хорошо. Есть несколько способов избежать этого, не слишком сильно увеличивая размер сэмпла:
Зациклите конец сэмпла и ручками (громкостными командами) «гасите» его в трекере [или же понижением громкости с началом цикла — это если вы — пользователь IT2 (есть там такая нехилая фича — fadeout; насчёт FT2 не помню, но допускаю, что тоже может быть) — прим. перев.] «Гасите» звук громкостными командами, чтобы попросту успеть к моменту «обрыва».
Используйте эффект многоканального эха, чтобы скрыть внезапный обрыв сэмпла.
«Задержанные» тарелки — те, которые звучат с постоянным повышением громкости. Обычно звук создаётся двумя маленькими молоточками, стучащими по тарелке [не только — я видел, как live это делалось следующим образом — вместо того, чтобы дико стучать по тарелке (crash), драммер нежно и быстро по ней постукивал — прим. перев.] Чем сильнее и быстрее производится биение по тарелке, тем громче она звучит.
В конце крещендо тарелки [crescendo — термин, которым конкретно трекеры обозначают пик напряжённости в музыке; вобщем-то, примерно такое значение он имеет и в классической музыкальной теории; антоним — diminuendo — прим. перев.], по ней обычно ударяют ещё один раз, играя как crash [в трекере это часто делают следующим хитрым способом — берут прямой crash, зацикливают его почти полностью, вычисляют offset конца, затем где-то на 52-56 ряду паттерна по Oxx (я использую номенклатуру ST3/IT2, пользователям FT2 следует подобрать соответствующий эффект) выставляют crash с самого конца, соответственно, если цикл bi-directional (двунаправленный), «ping-pong loop», то сэмпл будет играться задом наперёд, т.е. как sustained (reverse) crash, а затем на нулевой позиции следующего паттерна можно смело забабахать этот же сэмпл просто с самого начала, т.е. как прямой crash cymbal — прим. перев.]
Трекеры могут изобразить этот эффект простым переворачиванием сэмпла задом наперёд [так и делают :) — прим. перев.] Hо если ваш звук sustained-тарелки весьма отличается от звука crash-тарелки, подгоните высоту звука, чтобы они звучали «вместе».
В этом разделе я хочу чуть-чуть углубиться и объяснить метод, который я использую для размещения перкуссионных инструментов на походящее место в стереопанораме.
Вообще, есть два пути панорамить инструменты по моей методе:
Панорамить, как будто вы — настоящий исполнитель-перкуссионист;
Панорамить, как будто вы — аудитория.
Эти два пути отражают тот момент, что инструменты будут развёрнуты либо так, как их слышит ударник за ударной установкой, либо так, как их слышат зрители за ней в зале (развёрнутыми слева направо). Последующее описание я дам в соответствии с тем, как перкуссии слышит барабанщик, сидящий за установкой.
В центре ударной установки у нас басовый (kick) барабан — он стоит на полу. Выше него и прямо перед барабанщиком располагается снэр. Эти инструменты вобщем-то очень «слышны», и особого внимания к себе не требуют. Опять же, так как эти инструменты преобладают в большинстве ритмов, и располагаются по центру, я вам рекомендую так их и оставлять — прямо посерёдке панорамы.
Hi-hat'ы проще описать как две тарелочки, обращённые друг к другу, закреплённые на штативе. Внизу этого штатива располагается педаль, нажатие на которую сводит эти тарелочки вместе. Хэты обычно слева.
Если поделить панораму на 16 долей, то я бы посоветовал располагать их в двух долях слева от центра [S86 или X60 для ST3/IT2 — прим. перев.] Я знаю, что есть ребята, которые панорамят хэты слева направо и наоборот. Хм, без обид, парни, но лично я думаю, что звучит это глуповато [вообще говоря, уважаемый GD, далеко ходить не надо — большая часть танцевальных (особо трансовых) ритмов, да и ambient не отстаёт, строится именно на сильном панорамировании хэтов. Вот сейчас как раз играет Orbital, «Nothing Left» (wow, по местному FM и такое крутят :) — опять же, далеко ходить не надо :) Hеужто и Orbital звучат глуповато ? :) Хотя я более чем согласен, что панорамить хэты таким макаром в джазе или в классике — действительно полная ерунда — прим. перев.]
У хэтов бывают разные типы атаки [я бы сказал, скорее — разные типы угасания — прим. перев.], большинство подборок сэмплов будут иметь «открытый» и «закрытый» вариант тарелочек. Чтобы действительно серьёзно улучшить эффект присутствия, попробуйте добыть несколько сэмплов с разнообразными атакой и угасанием.
Tom'ы — небольшие барабанчики, расположенные повыше басового, или же на полу и справа от последнего. Hачиная с самого левого, они идут направо по нисходящей (в смысле высоты звучания). Кстати, какой-то серьёзной высоты звучания у них, скажем, в отличие от тимпанов, нет.
Томы используются в основном в «пустых» местах и в соляках [любителям слезоточивой музыки a la стринги'n'пианинки — они обычно ставятся на позициях 58-64 в паттерне, можно c Q0x-повторами, для примера — Basehead, «Forever» (мьюзикдиск Epidemic) — прим. перев.]
Райды (ride cymbal) часто используются вместо «открытых» хэтов во время «жёстких» моментов в перкуссионной линии [пример — все рокерские бэнды в напряжённых моментах, скажем, во время гитарного запила, ставят ride так, как трекеры бы его поставили попросту через каждые 3 строки, т.е. на подсвеченных строках, или в первой доле ритма 4/4; кстати, часто безумные драммеры таким же манером стучат по crash'ам :) — у ride звук помягче :) — прим. перев.] Райд-тарелочка обычно располагается справа от tom'ов над басовым; панорамить я её предлагаю на таком же расстоянии от центра, на котором у вас располагаются хэты, но в другом канале.
Крэши (crash cymbal) обычно следуют за моментом барабанного соляка, или же просто обозначают начало новой музыкальной фразы [кстати, совершенно замечательным и нестандартным образом их использовал Basehead в «Indigo» — очень рекомендую послушать — прим. перев.] Обычно, ударная установка имеет две крэшевых тарелки (или тарелку для тех же целей). Одна обычно слева от басового, и над/под хэтами. Другая может располагаться над ride cymbal.
Если звучит одна крэшевая тарелка, это как правило та, которая справа — барабанщик стучит по ней после соляка на tom'ах, и ему как раз удобно ударить именно по ней.
Две крэшевых тарелочки, распанорамленные на равном расстоянии от центра, обеспечивают куда более мощный эффект. Это можно использовать, к примеру, чтобы обозначить музыкальный переход [Если музыкальная фраза достаточно заполнена инструментами, тарелку стоит поставить в самом начале паттерна, на нулевой ряд. Если вы хотите распанорамить две тарелки, будет очень удачным решением одну сделать на полтона ниже/выше другой — для создания большего стереоэффекта — прим. перев.]
О чём ещё стоит позаботиться, так это о том, чтобы распанорамленные ударные занимали удачные места в стереопанораме, удачно вписываясь в вашу концепцию звука относительно прочих инструментов. Представьте себе настоящий бэнд на сцене. По центру и сзади — ударная установка. Слева и справа — усилки и колонки.
Чтобы у слушателя создалось впечатление, близкое к живому бэнду, вам, возможно, захочется разносить ударные по панораме так, как они, собственно, располагаются во время живого выступления. Как это сделать — я описал выше, просто имейте в виду, что в общем и целом ударные должны быть в самом центре, тогда как ведущие голоса должны быть более разнесены по панораме от центра.
Дополнительные перкуссионные инструменты могут располагаться и не по центру. Hапример, бэк-вокалист будет ещё и играть на нескольких бонгах или на тамбурине где-то справа.
Оркестровое расположение ударных значительно отличается от типичной роковой ударной установки. В частности, скорее всего будет несколько перкуссионистов, да и инструменты будут куда более разнообразны.
Перкуссионная секция в оркестре располагается за всеми остальными инструметалистами. Зачастую перкуссионная секция занимает всю ширину оркестровой сцены/ямы.
По центру обычно ставят большой басовый, снэр и тарелку, которая часто используется в крещендо. С одной стороны от центра располагаются тимпаны, с другой — набор колокольцев, возможно — бонго или конги, или маримба с ксилофоном, и т.д.
Чтобы стрекерить оркестровую тему, выберите инструменты. Затем в голове или на бумаге распишите, где и что будет стоять, а затем обозначьте для вашего рисунка-плана максимальную панораму [кстати, об оркестровых штуках — m5v-siir.it послушайте — очень достойная весч — прим. перев.]
Также можно панорамить перкуссии по нотам — это применительно прежде всего к перкуссионным инструментам с чётко слышимым тембром, например — к маримбе или к ксилофону. Конечно, если вы используете их вместе с полноценными перкуссиями, не стоит их расставлять по всей панораме. Hо к примеру, низкие ноты — от середины между центральной и крайней панорамой одной стороны и в тех же пределах, но с другой стороны — более высокие ноты. Это создаст ощущение того, что разные ноты достигают ваших ушей с разных сторон.
Если у вас есть моменты, где довольно скоро играют маримбы или ксилофон, вам стоит быстро-быстро менять громкость вниз и вверх на чётных и нечётных нотах. Перкуссионист скорее всего будет играть двумя молоточками, и, разумеется, как и у всякого человека, одна рука у него будет попросту сильнее другой.
Вот мои мысли по поводу перкуссии в трекерной музыке. Я, конечно же, не сильно-то в них разбираюсь [ :-) — прим перев.], но мне хочется верить, что продуманный подход принесёт как раз те результаты, которых вы так ждёте. Конечно же, если у вас есть соображения по этому поводу, можете мне их присылать на gd@ftp.cdrom.com [мне почему-то кажется, что а) адрес у него поменялся на gd@hornet.org, б) он больше не трекерит и в) если вы захотите написать по-русски — вам следует это сделать именно автору русского перевода — он, кстати, ещё и трекер, и даже не самый последний, как ему хочется верить :) — прим. перев.]
Я, в свою очередь, добавлю, что все вышеперечисленные «трюки и спецэффекты» запросто применимы не только к роковой, альт-роковой и классической стилистике, но и совершенно запросто — к танцевальной музыке.
В моём архивчике по теории музыки есть несколько статей касательно чисто стилевых аспектов программирования ударных в трекере, не хватает только материалов по танцевальной музыке. У меня самого лежит полунаписанная dreamhouse-весч, причём звучит она более чем пристойно — другими словами, я не полный профан в танцевальных ударных, но стоит признать — глубокого понимания, скажем, в таких стилях, как ортодоксальный джангл (не брейкбит и не драм-н-бейз !) или гоа/транс, у меня нет. Я буду рад связаться с людьми, владеющими этими стилями действительно серьёзно (и точно также владеющими приличным и грамотным письменным русским языком), чтобы написать этакое совместное essay по вышеозначенной теме. Хотелось бы добраться до Keith303 :), но я так думаю — не стоит. Что, умных русских что ли не хватает ? :)